Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения всех школ к интернету пользовательская активность российских школьников резко возросла. По результатам социологических исследований, 86% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети все чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порно-сайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. В сети интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркомания и т. д. Появляются сайты, принадлежащие организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они пропагандируют свои идеи и образ жизни. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. За последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а объем соответствующего контента вырос в 25 раз. Появились новые виды опасных для здоровья детей психологической техники, получившие и новые термины. Так кибербоуллинг – жестокое обращение с детьми в виртуальной среде. Буллицид – доведение до самоубийства путем психологического насилия. Гэмблинг – интернет-зависимость, что часто еще накладывается и на игровую зависимость. В некоторой степени указанные виды зависимости близки к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме и наркомании. Печальные примеры есть в любом городе.
Самой эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети интернет служит информационной грамотность (медиаграмотность). Дети должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать. Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Цель проведения уроков медиа безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи уроков медиабезопасности: информирования учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации. Информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в сетях интернет и мобильной связи (в том числе путем рассылки sms-сообщений незаконного содержания). Ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних. Обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами интернет и мобильной связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способами защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-коммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг и буллицид. Профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости, предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать свое общение более безопасным и полезным. Необходимо критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации, отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной.
По этим причинам рекомендуется проводить уроки медиабезопасности в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса в рамках школьной программы.
За последние годы в результате значительного повышения обеспеченности компьютерами россиян и подключения всех школ к интернету пользовательская активность российских школьников резко возросла. По результатам социологических исследований, 86% четырехлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети все чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Особенно пугает то, что больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порно-сайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. В сети интернет легко обнаружить сайты, где положительно оцениваются сатанизм, сектантство, расовая и национальная нетерпимость, педофилия, различные виды сексуальных извращений, наркомания и т. д. Появляются сайты, принадлежащие организованным преступным группировкам и террористическим организациям, через которые они пропагандируют свои идеи и образ жизни. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. За последние годы количество сайтов с детской порнографией увеличилось почти на треть, а объем соответствующего контента вырос в 25 раз. Появились новые виды опасных для здоровья детей психологической техники, получившие и новые термины. Так кибербоуллинг – жестокое обращение с детьми в виртуальной среде. Буллицид – доведение до самоубийства путем психологического насилия. Гэмблинг – интернет-зависимость, что часто еще накладывается и на игровую зависимость. В некоторой степени указанные виды зависимости близки к патологической увлеченности азартными играми, а ее деструктивные эффекты схожи с возникающими при алкоголизме и наркомании. Печальные примеры есть в любом городе.
Самой эффективной мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети интернет служит информационной грамотность (медиаграмотность). Дети должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать. Такую защищенность ребенку должны обеспечить, прежде всего, семья и школа. Это задача не только семейного, но и школьного воспитания. Цель проведения уроков медиа безопасности – обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних обучающихся и воспитанников путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде. Задачи уроков медиабезопасности: информирования учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации. Информирование учащихся о способах незаконного распространения такой информации в сетях интернет и мобильной связи (в том числе путем рассылки sms-сообщений незаконного содержания). Ознакомление учащихся с международными принципами и нормами, с нормативными правовыми актами РФ, регулирующими вопросы информационной безопасности несовершеннолетних. Обучение детей и подростков правилам ответственного и безопасного пользования услугами интернет и мобильной связи, другими электронными средствами связи и коммуникации, в том числе способами защиты от противоправных и иных общественно опасных посягательств в информационно-коммуникационных сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг и буллицид. Профилактика формирования у учащихся интернет-зависимости и игровой зависимости, предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
В ходе уроков медиабезопасности дети должны научиться сделать свое общение более безопасным и полезным. Необходимо критически относиться к сообщениям и иной информации, распространяемой в сетях интернет, мобильной связи, посредством иных электронных средств массовой коммуникации, отличать достоверные сведения от недостоверных, вредную для них информацию от безопасной.
По этим причинам рекомендуется проводить уроки медиабезопасности в образовательных учреждениях на постоянной основе, начиная с первого класса в рамках школьной программы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий